Материал предоставлен Тарасевичем В.В. (РОСНИИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу "Системный анализ и математическое моделирование" (весенний семестр)
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель курса: приобретение студентами знаний и навыков по использованию подходов и методов системного анализа в решении задач, возникающих при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений; получение навыков объектно-ориентированного программирования и представление знаний на ЭВМ.
Основными вопросами дисциплины являются:
- системы, основные понятия и определения;
 - анализ и синтез систем;
 - методы и алгоритмы принятия решений;
 - объектно-ориентированный анализ;
 - использование ЭВМ при решении задач системного анализа.
 
2. Содержание дисциплины
2.1. Содержание лекционного курса
| № п/п  | 
	Наименование темы и содержание лекции | 
|---|---|
| 1 | Предмет и методы системного анализа. Системность как всеобщее свойство материи. Возникновение и развитие системных представлений. | 
| 2 | Модели систем. Модель "черного ящика". Состав и структура системы. Искусственные и естественные системы. Классификация систем. Большие и сложные системы. | 
| 3 | Роль измерений в создании моделей систем. Эксперимент и модель. Измерительные шкалы. Расплывчатое и вероятностное описание ситуаций. | 
| 4 | Декомпозиция и синтез систем. Алгоритмизация процесса декомпозиции. Виды агрегирования. Эмерджентность и внутренняя целостность. | 
| 5 | Исследование действий и решений. Многообразие задач выбора. Операция выбора решения. Критериальный язык описания выбора. Исследование операций многокритериального выбора | 
| 6 | Язык функций выбора. Свертка критериев (линейная, мультипликативная). Выделение главного критерия и сведение задачи выбора к задаче линейного или нелинейного программирования. Пример: транспортная задача. | 
| 7 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала". Метод уступок. Формирование множества Парето. | 
| 8 | Выбор в условиях неопределенности. Выбор в условиях расплывчатой неопределенности. Анализ полезности. Оптимальные статистические решения. | 
| 9 | Элементы теории игр. Выбор как стратегия в игре. Оптимальные и устойчивые стратегии. Цена игры. Игры против природы. Смешанные стратегии. | 
| 10 | Элементы теории оптимального управления. Динамическое программирование. Достоинства и недостатки идеи оптимальности. | 
| 11 | Особенности моделирования систем с участием людей. Обратная связь. Гомеостазис. Рефлексные и кибернетические системы. Программный метод управления. | 
| 12 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур. Выявление целей. Формирование критериев. Генерирование альтернатив. Парадоксы голосования. "Мозговой штурм". Синектика. | 
| 13 | Человеко-машинные системы. Проблема представления знаний на ЭВМ. Искусственный интеллект. Недоопределенность, распространение ограничений, семантические сети. Интеллектуальные и экспертные системы. | 
| 14 | Языки представления знаний на ЭВМ. Императивные и декларативные языки. Языки "ЛИСП" и "ПРОЛОГ" - языки искусственного интеллекта. | 
| 15 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование. Моделирование мира в состояниях. Языки высокого уровня: "Паскаль", "Си". Язык "С++" - язык объектно-ориентированного программирования. | 
| 16 | Имитационное моделирование. Связь между имитационным и математическим моделированием и интеллектуальными системами. Языки имитационного моделирования | 
| 17 | Математическое моделирование. Адекватность модели. Пример иерархии моделей для описания течения жидкости. | 
2.2. Распределение часов лекционного курса
| Распределение часов по формам обучения | ||||
|---|---|---|---|---|
| № п/п  | 
	Наименование темы лекции | Дневное | Вечернее | Заочное | 
| 1 | Предмет и методы системного анализа. | 2 | ||
| 2 | Модели систем. | 2 | ||
| 3 | Роль измерений в создании моделей систем. | 2 | ||
| 4 | Декомпозиция и синтез систем. | 2 | ||
| 5 | Исследование действий и решений. | 2 | ||
| 6 | Язык функций выбора. Свертка критериев. | 2 | ||
| 7 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала" | 2 | ||
| 8 | Выбор в условиях неопределенности. | 2 | ||
| 9 | Элементы теории игр. | 2 | ||
| 10 | Элементы теории оптимального управления | 2 | ||
| 11 | Особенности моделирования систем с участием людей | 2 | ||
| 12 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур | 2 | ||
| 13 | Человеко-машинные системы. | 2 | ||
| 14 | Языки представления знаний ЭВМ | 2 | ||
| 15 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 2 | ||
| 16 | Имитационное моделирование | 2 | ||
| 17 | Математическое моделирование | 2 | ||
2.3. Тема, содержание и распределение часов практических и лабораторных занятий
| Распределение часов по формам обучения | ||||
|---|---|---|---|---|
| № п/п  | 
    Темы и содержание практических и лабораторных занятий | Дневное | Вечернее | Заочное | 
| 1 | Предмет и методы анализа | 2 | ||
| 2 | Модели систем | 2 | ||
| 3 | Язык функций выбора критериев | 2 | ||
| 4 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния "идеала" | 4 | ||
| 5 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур | 2 | ||
| 6 | Языки представления знаний на ЭВМ. | 2 | ||
| 7 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 4 | ||
| 8 | Математическое моделирование | 2 | ||
3. Методическое обеспечение дисциплины
| Автор | Наименование | Год издания | Для каких занятий используется | 
|---|---|---|---|
| Ф.И. Перегудов Ф.П. Тарасенко  | 
    Введение в системный анализ | 1989 | лекции, самостоятельная работа, практика | 
| А. Холл | Опыт методологии для системотехники | 1975 | - " - | 
| Н.Н. Моисеев | Математические задачи системного анализа | 1982 | - " - | 
| С. Осуга | Обработка знаний | 1989 | - " - | 
| Г. Буч | Объектно-ориентированный лекции, анализ и проектирование | 1994 | лекции, практика | 
| В.В. Тарасевич | Системный анализ и математическое моделирование. Методические указания | 1995 | практика | 
Приложение
Карта обеспеченности студентов специальности САПР ГТС учебной литературой по дисциплине "Системный анализ и математическое моделирование"
Виды и объем занятий в часах:
- Лекции - 34 часов
 - Практические занятия - 20 часов
 - Лабораторные занятия - 0 часов
 - Курсовой проект (курсовая работа, РГР) - 0 часов
 
| Автор | Наименование | Год издания | Для каких занятий используется | Кол-во студентов | Кол-во экз. | 
|---|---|---|---|---|---|
| Ф.И. Перегудов Ф.П. Тарасенко  | 
    Введение в системный анализ | 1989 | лекции, самостоятельная работа, практика | 13 | |
| А. Холл | Опыт методологии для системо-техники | 1975 | - " - | 13 | |
| Н.Н. Моисеев | Математические задачи системного анализа | 1982 | - " - | 13 | |
| С. Осуга | Обработка знаний | 1989 | - " - | 13 | |
| Г. Буч | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 1994 | лекции, практика | 13 | |
| В.В. Тарасевич | Системный анализ и математическое моделирование. Методические указания | 1995 | практика | 13 | 
Зав. учебным отделом библиотеки
"___" __________ 1996 г.
Конец раздела