Конференции

Воспоминания В.К. Сабельфельда

Симпозиум "Алгоритм в современной математике и её приложениях" в Ургенче в сентябре 1979 г., конечно, остался в моей памяти как лучший из тех советских, в которых я принимал участие. Сейчас, 30 лет спустя, я думаю, что было, по крайней мере, три причины успеха этого симпозиума.

1. Состав участников оптимально соответствовал теме симпозиума. Когда в одном месте собираются люди, которые лучше других разбираются в теме собрания, то оно, можно сказать, обречено на успех. Но как достичь этой цели, чтобы такие люди, как легендарный профессор Клини, по учебнику которого мы изучали введение в метаматематику и теорию алгоритмов, как Дон Кнут, книжкой которого "Искусство программирования" молодые программисты того времени так восхищались, приехали в далёкий Узбекистан, который находился в то время в коммунистическом Советском Союзе? Андрею Петровичу Ершову, который задумал и организовал этот симпозиум "Алгоритмы в современной математике и ее приложениях" в Ургенче, пришлось приложить громадные усилия, чтобы собрать на родине Аль-Хорезми самых лучших людей. Тут и аргументы вроде "паломничество на родину Аль-Хорезми", и "выбивание" финансовых средств на организацию конференции, на приглашения/командировочные для участников, и личное обаяние и дар убеждения Андрея Петровича. В результате в Ургенче собрались наиболее компетентные специалисты Запада (С. Клини, Д. Кнут, М. Патерсон, Ф. Штрассен, А. Мазуркевич и др. ) и СССР (В. Успенский, А. Ершов, Ю. Ершов, С. Лавров, Б. Трахтенброт, Ю. Манин, Я. Барздинь, А. Летичевский, Г. Цейтин, Ю. Матиясевич. Г. Адельсон-Вельский и др.) по теории алгоритмов и приложениям.

Наиболее важными докладами советских участников были доклад А.П. Ершова "Абстрактная вычислимость в алгебраических системах", в котором он проследил эволюцию понятия алгоритма и предложил возможные обобщения и абстракции понятия вычислимости, а также обзорный доклад Успенского и Семёнова "Что даёт теория алгоритмов".

2. Гостеприимство хозяев, новосибирских и местных организаторов симпозиума. С моей точки зрения, это был один из немногих советских симпозиумов, где организаторы проявили максимум выдумки для того, чтобы участники конференции могли плодотворно работать и с комфортом отдыхать. В моей памяти остались удавшиеся банкеты, приём в облисполкоме, интересные экскурсии. Во время обеда и ужина на столах - разнообразие фруктов, узбекские девушки в национальных одеяниях танцевали под узбекскую музыку. Для перевода с иностранного организаторами были приглашены научные переводчики. Я принимал участие в конференции официально как научный переводчик с немецкого, переводил Земанека, Штрассена, Шпеккера; Анатолий Анисимов, Вадим Котов и Сергей Покровский были научными переводчиками с английского.

3. Для меня лично (наверное, и для других молодых участников) был очень важным ещё один аспект этой конференции: возможность проследить эволюцию понятия алгоритма от самых истоков, услышать "из первых рук" те идеи, которыми руководствовались исследователи, которые впервые формулировали понятие алгоритма. С этой точки зрения очень поучительным был доклад Х.Земанека "Окружение и личность Аль-Хорезми", а также личное общение с профессорами Клини и  Кнутом. Если сейчас, ретроспективно, я думаю о том, как я изобретал новые, доселе никому неизвестные алгоритмы (например, эффективного распознавания эквивалентности в разных классах схем программ, или синтеза программы вместе с доказательством её корректности), то я так или иначе, осознанно или непроизвольно, (почти) всегда использовал идеи, которые я находил или узнавал у других исследователей - изобретателей алгоритмов. В частности, во время или благодаря участию в симпозиуме "Алгоритм в современной математике и её приложениях" в Ургенче в сентябре 1979 г.